ГЛАВНАЯ > НАЛОГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ > ДОКУМЕНТ

 
 
 

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя

29.11.2017

         

Согласно статье 35 Закона РК «Предпринимательский Кодекс»обязатель­ной государственной регистрации подлежат ИП, которые отвечают одному из следующих условий:

1.    используют труд наемных работников на постоянной основе;

2.    имеют от частного предпринимательства совокупный годовой доход, исчис­ленный в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в размере, превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законами Республики Казахстан.(12 кр МЗП= 293 508тг)

Для государственной регистрации в качестве ИП физическое лицо представ­ляет в орган государственных доходов по месту предпо­лагаемого осуществления предпринимательской деятельности или через центр обслуживания населения(далее – ЦОН):

1)      налоговое заявление;

2)      документ, подтверждающий место нахождения ИП.

Государственная регистрация производится бесплатно.

Документом, подтверждающим место нахождения ИП, является адресная справка либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество или пользования им (например, договор аренды помещения).

Регистрирующий орган в течение одного рабочего дня с момента представ­ления  документов, производит государственную регистрацию индивидуального предпринимателя либо отказывает в такой регистрации.

В соответствии со статьей 269 КоАП РК «Нарушение срока подачи заявления о постановке на регистрационный учет влечет предупреждение, а деяние совершенное повторно в течении года -  влечет штраф  на физических лиц в размере 8 МРП (18182 тенге)

В обязательном порядке в заявлении ИП должен ука­зать режим налогообложения.

Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

1)       общеустановленный порядок;

2)       специальный налоговый режим на основе патента;

3)       специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;

4)    специальный налоговый режим  для крестьянских или фермерских хозяйств.

При этом СНР устанавливает для ИП упрощенный порядок исчисления и упла­ты социального налога, индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты (с наемных работников). Остальные налоги (ИПН с доходов работников, земельный налог, налог на имущество, налог на транспорт, другие налоги, платы, сборы) исчисляются и уплачиваются в поряд­ке, установленном Налоговым кодексом.

Не вправе применять специальный налоговый режим ИП, осуществляющие

следующие виды деятельности:

1)производство подакцизных товаров;

2)хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

3)реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топли­ва и мазута;

4)организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных));

5)недропользование;

6)сбор и прием стеклопосуды;

7)сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цвет­ных и черных металлов;

8)консультационные услуги;

9)деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

10)            финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность стра­хового брокера и страхового агента;

11) деятельность в области права, юстиции и правосудия.

 

Специальный налоговый режим на основе патента

Специальный налоговый режим на основе патента применяют ИП, соответ­ствующие следующим условиям:

1)      не используют труд работников;

2)      осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;

3)      предельный доход за календарный год не превышает 300-кратный МРЗП, действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Для применения специального налогового режима на основе патента в налого­вый орган по месту нахождения представляется расчет стоимости патента.

Исчисление сумм индивидуального подоходного налога и социального налога, включаемых в стоимость патента, производится по ставке 2%  к объек­ту налогообложения. Исчисленная сумма подлежит уплате в бюджет в виде:

1)   индивидуального подоходного налога - в размере 1/2 части исчисленной суммы;

2)   социального налога - в размере 1/2 части исчисленной суммы за минусом социальных отчислений.

При превышении суммы социальных отчислений над суммой социального на­лога сумма социального налога становится равной нулю.

После представления ИП расчета налоговый орган производит формирование патента в информационной системе налогового органа в течение одного рабочего дня, следующего за датой представления расчета.

В случае превышения суммы фактически полученного дохода над суммой пре­дельного дохода (300 МЗП), ИП в течение 5 рабочих дней с даты возникновения несоответствия условиям обязаны предста­вить в налоговый орган по месту нахождения уведомление о применяемом ре­жиме налогообложения для перехода на общеустановленный порядок или иной специальный налоговый режим.

 

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации (УД)

СНР на основе упрощенной декларации (СНР на основе УД) применяют ИП, которые соответствуют следующим условиям:

·      предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 25 человек, включая самого ИП;

·      предельный доход за налоговый период (полугодие) составляет 1 400-крат­ный МЗП действующий на 1 января соответствующего финансового года (на 2017 год это сумма 34 242 600 тенге).

Датой начала применения СНР на основе УД является для вновь образованных ИП дата государственной регистрации в качестве ИП в налоговых органах.

Исчисление налогов на основе УД производится ИП самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3%.

Налоговым периодом является полугодие, форма налоговой отчетности 910.00 представляется в два срока: не позднее 15 августа текущего года за первое полу­годие и 15 февраля следующего года за 2-ое полугодие, уплата соответственно не позднее 25 августа текущего года и 25 февраля следующего года.

При этом индивидуальный подоходный налог (ИПН) подлежит уплате в разме­ре 1/2 от исчисленной суммы налогов, социальный налог - в размере 1/2 от исчис­ленной суммы налогов за минусом суммы социальных отчислений.

При превышении суммы социальных отчислений над суммой социального налога сумма социального налога для ИП считается равной нулю.

 

Общеустановленный порядок налогообложения (ОУП)

Данный налоговый режим имеет определенные преимущества перед патентом и упрощенной декларацией, так как в нем отсутствуют ограничения по сумме до­хода и численности работников.

Кроме того, данный режим налогообложения подходит для ИП, у которых имеются  расходы в виде оплаты аренды, электроэнергии, ком­мунальных услуг, заработной платы наемных работников и прочих расходов, ко­торые не учитываются при применении СНР на основе патента или упрощенной декларации.

В этом случае ИП производят исчисление налога по доходам за налоговый пе­риод самостоятельно. Сумма налога исчисляется путем применения ставки 10% к доходу ИП, уменьшенному на сумму расходов, а также на сумму убытков преды­дущих лет, переносимых в соответствии с пунктом 4 статьи 178 Налогового кодекса.

Согласно Налоговому кодексу ИП, работающие по ОУП, исчисляют социальный налог в размере 2 МРП за себя и 1 МРП за каждого наемного работника, причем налог исчисляется независимо от наличия дохода. В случае приостановления де­ятельности социальный налог не уплачивается.

Декларация по форме 220.00 предоставляется ИП в налоговый орган по ме­сту регистрационного учета не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом, а индивидуальный подоходный налог уплачивается не позднее 10 апреля.

 

Преимущества у ИП, работающих по патенту и упрощенной декларации

Согласно Закону о бухгалтерском учете и финансовой отчетности ИП вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:

1)      применяют в соответствии с налоговым законодательством специальные на­логовые режимы на основе патента, упрощенной декларации;

2)      не состоят на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость;

3)      не являются субъектами естественных монополий и регулируемых рынков.

Такие ИП могут вместо бухгалтерского учета вести упрощенный налоговый учет, который законодательно закреплен в статьях 60-1, 60-2 и 60-3 Налогового кодекса и Правилах организации и ведения налогового учета ИП, которые в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не осу­ществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 марта 2013 года №137 с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 года.

Вместе с тем, если ИП является плательщиком НДС, он обязан вести бухгал­терский учет согласно Национальному стандарту финансовой отчетности (НСФО).