...Цельнометаллический самолет «Арай» позиционируется как воздушный трактор - защитник урожая. С его помощью земледелец может сам делать авиахимобработку, расходуя при этом всего 120 тенге на гектар посевов. Небывало низкие по нынешним временам затраты! Возможно, недалеко то время, когда у нашего фермера, как и у американского или канадского, во дворе дома будет стоять не только трактор и комбайн, но и личный самолет для сельхозработ. Почему бы и нет! Не верили же пессимисты, что мы способны выпускать даже легкомоторные самолеты. А вот он! Летает! В чем убедились все приглашенные.
Выступая на церемонии представления казахстанского авиадетища на Байсеркенском аэродроме, что на границе Илийского и Талгарского районов, заместитель председателя АНК Алматинской области Габит Турсынбай и член Ассамблеи народа Казахстана, главный редактор газеты «Огни Алатау» Атсалим Идигов отметили важность этого события и символичность совпадения с 20-летием со дня образования АНК. Ведь этот общественный институт, созданный Нурсултаном Назарбаевым, успешно работает уже два десятилетия. Его предназначение - мир, дружба и взаимопонимание. Только в таких условиях страна сможет созидать, творить, двигаться вперед. И рождение этого самолета группой энтузиастов - инженеров, летчиков, студентов-практикантов разных национальностей можно смело отнести к марке «Сделано в Казахстане», как очередной шаг в продвижении зарождающейся отрасли самолетостроения. Это и есть промышленное развитие страны, передовых технологий, создание новых рабочих мест и востребованность в инженерных кадрах.
Организаторы мероприятия говорят, что это уже пятый выпущенный отечественный самолет, и выкупило его крестьянское хозяйство «Избасаров». Три уже работают у нас в Казахстане, а четвертый - приобрели россияне. Все детали, вплоть до металла в рулонах, привозят из Канады. Оттуда же доставляют авиаприборы, двигатель, винт. Но изготавливают корпус, крылья, фюзеляж у нас, в обычном цельнометаллическом ангаре. Все оборудование для авиахимработ, включая распылители - отечественное. Наши специалисты внесли 40 изменений в первоначальную конструкцию самолета, согласованных с главным конструктором. И теперь, утверждают создатели, его вполне можно считать казахстанским изделием.
Потенциальные покупатели на него есть, но вот прошлогодний недобор урожая из-за непогоды не позволил получить прибыль фермерам, сельхозкооперативам из северных областей. Именно там, как известно, находятся самые обширные зерновые, зерно-бобовые, масличные и кукурузные поля. Впрочем, при кооперации землевладельцев, работу через лизинговые структуры, СПК (социально-предпринимательские корпорации) можно активизировать продажи и на юге Казахстана, в частности, в Алматинской области. Здесь хоть и не такие большие, как на севере по площадям поля, но также нуждающиеся в обработке от вредителей, саранчи, подкормке удобрениями. А пока, используемый кое-где парк советских самолетов АН-2, безнадежно устарел (им уже более 40 лет) и запчастей к ним не выпускают уже два десятка лет. По экспертным оценкам в ближайшие годы Казахстану потребуется порядка 400 самолетов для сельхозавиации.
Отметим, что область их применения не ограничивается сельским хозяйством. «Арай» можно использовать для контроля газонефтепроводов, линий электропередач, патрулирования лесов в пожароопасные сезоны, мониторинга животного мира и рыбных ресурсов, облета границ. Удобен он для санитарной авиации, деловых полетов бизнесменов и т. д. Самолет спроектирован для эксплуатации вне аэродромов, может взлетать и садиться с коротких (70-100 метров) участков грунтовой дороги, пашни, полей. Работает на обычном бензине А-95 и не требует ангарного хранения. Дальность полета 1200 км. Для допуска на эксплуатацию, пилот и техник, покупатели должны пройти переподготовку в сертифицированном Авиационном учебном центре Казахстанской ассоциации малой авиации в Алматы и получить соответствующий документ. А переподготовка дипломированных командиров и вторых пилотов АН-2 занимает всего 9 летных часов.
Председатель наблюдательного совета предприятия «Avia Master Aircraft Ltd», выпускающего самолеты «Арай» Ауельбек Токжанов и директор «AMA ltd» Даурен Валиев рассказали о тернистом пути к цели, прежде чем самолет взлетел. Требовались изменения в закон об использовании воздушного пространства в РК и введения новой классификации «воздушные суда взлетной массой до 2250 кг». Плюс сертификация, подготовка пилотов и т.д. На каком самолете остановить свой выбор, изучали долго. Остановились на канадской компании «ZENITH AIRCRAFT LTD». И знаете, кого пригласили испытать машину в Америке? Легендарного летчика-испытателя СССР, первого космонавта-казаха Токтара Аубакирова! Полетав на ней пару дней, он похвалил надежность и простоту самолета и благословил земляков-энтузиастов на доброе дело. |