Мы долго не могли выбрать время для этой беседы – о ЕНТ, о школе, где демонстрируют успехи качества знаний, о самом директоре и т.д. Текучка, мероприятия, загруженность. И вот, в обговоренный день, я наконец-то появился на пороге школы- гимназии №38 поселка Отеген батыр. Но, как оказалось, не я один хотел встретиться в этот час с руководителем – Шамановой Розой Бахтыгереевной. У дверей директорского кабинета ожидала приема женщина. Директор пояснила ей, что сейчас занята и вообще с этим вопросом лучше не обращаться. Но женщина не уходила. Оказалось, что это очередной «ходатай». Чуть ли не еженедельно в гимназию обращаются родители, чтобы их дитя взяли в «тридцать восьмую» школу. Никого не волнует, что классы уже укомплектованы, учебные планы сформированы. Найдите место, и все! По большому счету, это показатель популярности школы-гимназии №38. Вот с этого и начался наш разговор. – Роза Бахтыгереевна, мы и раньше слышали, что многие жители Отеген батыра хотят отдать детей именно в вашу школу. А вот теперь убедились лично. У этой женщины есть шанс? – Придется, видимо, уступить. Она все равно добьется своего. И так почти каждую неделю: народ идет и идет, не слушая, что мест нет. Школа по проекту рассчитана на 690 посадочных мест, а фактически ее посещают 1700 человек. По правилам, в гимназических классах должно быть по 25 человек, на самом деле учится 35-36. – Мы прочли в вашей автобиографии, что Вы учились в Украине. Как вас туда занесло? – Да, после окончания Междуреченской средней школы №16 Илийского района я поехала в Украину. Русский язык и литературу выбрала не случайно: у нас в сельской школе был очень сильный состав учителей-предметников – и русских, и казашек. Они дали нам прекрасное базовое образование для дальнейшей учебы в вузах. Тогда был Союз, все границы открыты, единый паспорт, единый рубль – можно было без проблем поехать в любой уголок страны. Я выбирала между Москвой, Ленинградом (тогда еще) и Киевом. Выбрала Киев, факультет языкознания, но на экзаменах недобрала всего одного балла. Возвращаться «неудачницей» не хотелось, и я поехала в ближайший от Киева (около 200 км) областной центр Черкассы. Там со своими баллами легко поступила в Государственный педагогический институт имени 300-летия воссоединения Украины с Россией. И в 1975 году успешно его окончила. – Там, видимо, казашек никогда не видели? – Вы правы. В Черкассах было очень примитивное представление о казахах и Казахстане: степи, юрты, лошади, бараны. И на русском языке они не могут толком говорить, и вообще с интеллектом у них не очень. Конечно, в процессе учебы мы (нас было четыре девушки из Алматинской области) развеяли эти предрассудки. Мы старались быть не хуже украинских студентов. Неплохо учились, прекрасно цитировали произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева и других русских классиков, активно участвовали в студенческой, культурной, спортивной жизни института. Я была комсомольским вожаком на факультете. Впоследствии украинские педагоги оценили нас по-иному: «Хорошо образованные выпускники казахстанских школ». – Вы какое-то время работали в комсомоле… – Да, после приезда на родину в 1975 году я почти два года проработала в селе учителем русского языка и литературы. А в 1978 году была избрана секретарем Илийского райкома ЛКСМ, часто ездила в командировки. В 1980 году написала брошюру «Работа молодых учителей Илийского района и их участие в общественной жизни»», ее изучили в ЦК комсомола республики и, обобщив опыт наших учителей, рекомендовали к распространению по всей стране. Потом был период работы инструктором в республиканском ЦК комсомола, инструктором отдела пропаганды и агитации Фрунзенского райкома комсомола. В связи с замужеством в 1986 году переехала в Сарканд, где родились двое моих детей, а в 2000-м вернулась с семьей в Междуреченск (приболели родители). Начинала вновь учителем, а в период с 2002-го по 2007-й проработала директором своей родной школы имени Гагарина. Шестаков Виктор Михайлович, бывший директор, помогал мне все эти годы. Тогда только начиналось внедрение ЕНТ. – Ну вот мы подошли к главному вопросу. Вы, можно сказать, «пионер» в Илийском районе по внедрению особой методики подготовки детей к единому национальному тестированию. Уже более 10 лет прошло, как его применили в республике, и до сих пор отношение к нему в обществе неоднозначное. Что предложили вы? – Мы разделили всех выпускников на три группы, провели так называемое ранжирование. Первая, условно говоря, «сильная группа», вторая – «средняя», третья – «слабая» или «посредственная». – Но ведь чисто психологически это болезненно даже для родителей. Согласиться, что твоего сына запишут в «слабую группу»? Приятного, думаю, мало. – Да, это очень тонкий, непростой вопрос. Приходилось проводить собрания, беседы, убеждать родителей, применяя все свое красноречие. К сожалению, в нашем обществе еще не созрело понимание того, что необязательно всем поступать в вузы, необязательно всем иметь высшее образование. Может, выпускник, учившийся «на тройки» в средней школе, поступит в училище, колледж и станет впоследствии хорошим бульдозеристом, токарем, сварщиком и будет получать побольше рядового чиновника с высшим образованием. Может такое быть? Конечно. Мы же убедились, что сегодня в подготовке специалистов наблюдается явный перекос. Например, по данным СМИ, у нас ежегодно готовят 5 тысяч дипломатов! Зачем стране столько? Это ведь потенциальные безработные в будущем! А еще в республике, с населением 16 миллионов человек, насчитывается более 140 высших учебных заведений! – Провели ранжирование. И что дальше? – Это сразу дало результат. Мы успешно сдали первое ЕНТ. О нас заговорили. Потом нашим опытом заинтересовались в районном акимате. Тогда акимом был Н.Н. Логутов. Наш опыт хотели распространить по всем школам, я выступила с докладом на августовском совещании, но опыт не прижился. В основном были против родители, так как они посчитали это предвзятостью, делением детей на «дураков» и «умных». Но философия вопроса глубже: по природе своей все мы разные и неравные. Кто-то умнее, кто-то не очень, кто-то физически сильный, кто-то слабее, у одного врожденный музыкальный слух и прекрасный голос, второму «медведь на ухо наступил» и т.д. К этому надо относиться спокойно. – Зато Вы использовали свою методику в новой школе. Кстати, как Вас здесь приняли? – Да, в 2007 году меня пригласили в районный центр, на должность директора школы-гимназии №38. Встретили меня несколько настороженно, что тоже объяснимо. Ведь я пришла из сельской школы, из «глубинки» в районный центр, пригород крупного мегаполиса. Вопросы типа «Как это так?», думаю, были. Тем не менее, период адаптации, «притирки» прошел быстро. Надо отметить, что мне по жизни везет на хороших людей, и я благодарна своему новому коллективу за понимание, поддержку и прощение. – Прощение? За что? – Я бываю иногда излишне грубоватой, резковатой. Я это признаю. Иногда в порыве эмоций что-то «ляпну», обижу невзначай коллегу, потом переживаю, извиняюсь. В целом у нас работоспособный, трудолюбивый и опытный коллектив. К слову, я никого не меняла из аппарата управления, и все, кто работал при старом директоре, работают и сегодня. Ведь, по большому счету, все мы – как руководство, как администраторы школы – учимся, набираемся опыта всю жизнь. И я стараюсь, чтобы моим помощникам, коллегам было комфортно рядом со мной. То же самое можно сказать и о рядовых педагогах, труд которых нужно уважать, ценить и стимулировать. В нашем коллективе до 40 процентов педагогов имеют высшую категорию, шесть отличников образования, один заслуженный учитель, восемь человек награждались грамотами Министерства образования РК. Десятки наших учителей ежегодно участвуют и побеждают в различных интеллектуальных конкурсах областного, республиканского и международного уровня. Теперь, что касается ЕНТ. Мое глубокое убеждение, что главное в этом процессе – контроль со стороны директора за организацией подготовки к ЕНТ. Я, например, лично смотрю, какой контингент учеников в текущем году будет выпускаться, делаю анализ. К ЕНТ мы готовим школьников, начиная с 9 класса, разработана специальная программа «Предвузовская подготовка». В ней все нацелено на то, чтобы выпускник получил определенный багаж знаний для поступления в высшее учебное заведение. У ребят есть выбор: или они идут учиться дальше, в 10-ый класс, более предметно, более интенсивно, «с прицелом» в вуз. Или выбирают колледж с последующим получением высшего (если понадобится) образования. Среди этой части учащихся мы проводим профориентационную работу, с приглашением преподавателей колледжей, которые рассказывают о той или иной профессии. Таким образом, если у нас насчитывается 4-5 девятых классов, то в 10-м классе из них остается два класса – наиболее сильных и ориентированных на результат старшеклассников. Первую половину дня они учатся по общей программе, а после обеда и до самого вечера мы «натаскиваем» их по предметам ЕНТ. Кстати, и летом мы дополнительно готовим учеников по истории, математике, языкам. Правда, это по желанию и согласию родителей. То есть, мы работаем с каждым учеником, по каждому предмету индивидуально. Пробные тесты анализируем вместе с учениками, учителями, ежеквартально собираем родителей. – И каков же результат? – Наши труды не проходят даром. В течение ряда лет школа-гимназия занимает первые места в рейтинге качества обучения с результатами от 68 до 71 процентов. В 2010–2011 году средний балл по результатам ЕНТ составил 89,9; качество знаний – 89%; трое учащихся стали обладателями «Алтын белгi», государственный грант на обучение получили 15 человек. За 2011–2012 учебный год средний балл по ЕНТ составил 87,9; качество знаний – 91,6%, двое учащихся получили «Алтын белгi»; на грант поступил 21 человек. В 2012–2013 учебном году средний балл 89,9; качество знаний – 92,3%, 1 ученик получил аттестат особого образца, государственный грант получили 24 выпускника нашей школы. В 2013–2014 году средний бал составил уже 94,9; качество знаний - 98,6%; четверо учащихся получили «Алтын белгi», один ученик получил аттестат особого образца. В прошлом году был вообще великолепный результат! Из 47 выпускников 38-получили гранты, то есть право на получение бесплатного высшего образования! Представляете, какая это экономическая помощь семье, родителям! Мы доказываем, что учиться хорошо – это выгодно! – То есть, Вы сторонник ЕНТ? Ведь отношение к нему, как я уже говорил выше, до сих пор неоднозначное. Одни считают это зубрежкой, другие – психологическим стрессом для детей. – Я однозначно за ЕНТ. А стресс получают дети тогда, когда они не готовы, когда с ними мало работали учителя, психологи. У нас тоже нет опытного, сильного психолога, но мы, педагоги, сами все немного психологи. В течение года ведем работу с выпускниками, и у нас во время ЕНТ не бывает стрессов, истерик, слез. Мы убеждаем школьников, что нельзя пользоваться на экзамене шпаргалками, подчеркиваем важность и востребованность в современном мире знаний. Мы и родителей отучили выпрашивать детям хорошие оценки, объясняя, что это «медвежья услуга» ребенку и ничего кроме вреда она ему не принесет. Так что, при желании и правильной организации процесса, любая школа может добиться хорошей успеваемости.
|