ГЛАВНАЯ
 

 
 
 

Разъяснение по внесению изменений и дополнений в статью 26 Конституции Республики Казахстан

15.02.2017

        

Институт законодательства РК сделал заключение по новой редакции статьи 26 Конституции РК
Проект предусматривает поправки в Конституцию Республики Казахстан, в том числе направленные на усиление механизма защиты права частной собственности. 

В целях выработки предложений по перераспределению полномочий между ветвями государственной власти Распоряжением Президента Республики Казахстан от 11 января 2017 года № 140 была образована Рабочая группа, состоящая из представителей государственных органов, депутатского корпуса, судебной системы, Казахстанского союза юристов и известных ученых-правоведов (далее - Рабочая группа), сообщает Zakon.kz

 

Рабочей группой подготовлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» (далее - Проект), вынесенный на всенародное обсуждение с 26 января 2017 года. 

Проект предусматривает поправки в Конституцию Республики Казахстан (далее - Конституция), в том числе направленные на усиление механизма защиты права частной собственности. 

В частности, Проектом предлагается внесение следующих изменений и дополнений в пункты 1 и 2 статьи 26 Конституции Республики Казахстан: 
«1. Каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. 
2. Право собственности неприкосновенно. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. Не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией.». 
Предложенное Рабочей группой изменение в пункт 1 статьи 26, предусматривающее замену слов «Граждане Республики Казахстан» на слово «Каждый» вызвали острые дискуссии в прессе, в социальных сетях, которые связаны, прежде всего, с опасениями отдельных членов казахстанского общества, что поправка предоставит право собственности на землю иностранцам. Это вызвало критику со стороны некоторых политологов, юристов и простых граждан. Вместе с тем есть и иные мнения известных ученых и практиков, выступающих в поддержку данных нововведений. 

Проведенный анализ предлагаемых изменений и дополнений в статью 26 Конституции Республики Казахстан позволил прийти к следующим выводам и заключениям. 

1. О подходах к регулированию правового статуса личности через термины «граждане», «никто» «все», «каждый» 
В соответствии с устоявшейся в международно-правовых актах терминологией в конституциях многих стран употребляются слова «каждый имеет право на...», «никто не может быть лишен...», «все». При этом, когда речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется формулировка «граждане имеют право». Такое терминологическое различие объясняется различием правового статуса, то есть объема прав и обязанностей человека и гражданина. 

Конституция употребляет термины «гражданин Республики Казахстан», «каждый», «все», «иностранцы» и «лица без гражданства», что отражает дифференцированный подход к регулированию правового статуса личности. По данному вопросу имеется разъяснение, данное в нормативном постановлении Конституционного совета от 1 декаб¬ря 2003 года № 12 . При этом употребление в тексте Конституции слова «каждый» означает, что здесь имеются в виду как граждане Республики, так и лица, не обладающие гражданством Республики Казахстан. 
Согласно статье 12 Конституции «права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов». Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами. 

То есть каждый человек и гражданин на территории Казахстана обладает всеми правами и свободами, за исключением политических прав. Эти положения согласуются с таким принципом конституционного строя как полнота прав и свобод граждан Республики Казахстан. 

2. О соответствии предлагаемых поправок в пункт 1 статьи 26 Конституции международным актам в области прав человека 
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Конституции иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике Казахстан правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами. То есть данный пункт Конституции допускает ограничение прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства, в первую очередь, предусмотренное иными нормами Конституции, к которым относится и пункт 1 статьи 26 Конституции в действующей редакции. 

Статья 17 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г., предусматривает, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, а также никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. 
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) также провозглашает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (статья 11). В связи с этим принятие поправки к пункту 1 статьи 26 Конституции устранит его противоречие международным актам в области прав человека. 

3. О необходимости установления конституционных гарантий прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства 
Действующая редакция пункта 1 статьи 26 Конституции устанавливает, что граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. 

Необходимо отметить, что особенностью данной нормы Конституции является то, что она предусматривает только защиту уже имеющегося в собственности имущества, приобретённого законным способом. Таким образом, данная норма не регулирует вопрос приобретения имущества в собственность, она лишь его защищает. 

Соответственно, она не предоставляет возможности иностранцам и лицам без гражданства приобретать в частную собственность законно приобретенное имущество на территории Республики, что может негативно влиять на инвестиционную привлекательность страны. Однако развитие экономических, научных и культурных связей между государствами требует гарантий прав и свобод лиц, не имеющих гражданства данного государства. В связи с этим в проекте предпринята попытка установления таких гарантий для иностранцев и лиц без гражданства, как право «иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество» (пункт 1 статьи 26). 

При этом апеллирование в дискуссиях о поправках в статью 26 Конституции к вопросу о предоставлении права собственности на землю иностранцам необоснованно, поскольку нормы пункта 1 указанной статьи не предусматривают право каждого на приобретение имущества, к которому относится и земля. 

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Конституции земля может находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. При этом субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом. 

4. О недопустимости ограничений права собственности для иностранцев и лиц без гражданства 
Некоторые казахстанские юристы ошибочно допускают мысль, что ограничению должны подлежать все конституционные права человека и гражданина. Другие же уравнивают права и свободы человека и гражданина, предусмотренные в разделе II Конституции. 

Однако Конституцией исчерпывающе установлен перечень отдельных прав и свобод, которые не подлежат ограничению. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции «ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13-15, пунктом 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции». 

В перечисленных статьях Конституции (статьи 13-15, 16, 17, 19, 22) используются слова «каждый», «все», «никто». Тогда как в статьях 10 и 11 Конституции применяется термин «гражданин». Вместе с тем цель такого применения в данных статьях предельно ясна, поскольку они касаются либо лишения гражданства Республики Казахстан либо выдачи гражданина иностранному государству и, соответственно, не могут охватывать права иностранного гражданина или лица без гражданства. 
В свою очередь, пункт 2 статьи 26 Конституции гласит: «2. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом.». 
При этом законом гарантируется любое законно приобретенное имущество. Термин «имущество» тесно связан по своему содержанию с термином «собственность». Об этом отмечает и М.К. Сулейменов в своем заключении о новой редакции статьи 26 Конституции. 

В этом контексте данные пункты статьи 26 Конституции необходимо рассматривать в неразрывном единстве, исходя из их конституционно-правовой ориентированности. 
Также необходимо отметить, что пункт 2 статьи 26 Конституции прямо не устанавливает субъект права собственности, гарантируемого законом. Из этого следует, что в соответствии с действующей редакцией данного пункта статьи 26 право собственности уже гарантируется всем физическим лицам без исключения. 

Исходя из смысла норм, содержащихся в пункте 1 статьи 26 Конституции, законом гарантируется возможность иметь в собственности имущество только граждан Республики Казахстан. Следовательно, пунктом 1 статьи 26 Конституции установлено искусственное ограничение в отношении права собственности иностранцев и лиц без гражданства. Это не соответствует нормам пунктов 1 и 2 статьи 12, пункта 2 статьи 26 и пункта 3 статьи 39 Конституции, предусматривающим признание и гарантирование в Республике Казахстан, принадлежащих каждому человеку от рождения прав и свобод каждого человека, и соответствующим международным стандартам в области прав человека. 

5. О недостаточном гарантировании права собственности иностранцев и лиц без гражданства в законодательстве Республики Казахстан 
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) (далее - ГК) под физическими лицами понимаются граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства. Следовательно, право собственности гарантируется гражданам Республики Казахстан, гражданам других государств, а также лицам без гражданства. 

Действующее законодательство Республики Казахстан в некоторых случаях отождествляет понятия «гражданин» и «физическое лицо». К примеру, ГК по всему параграфу 1 главы 2 предусматривает право граждан, хотя сам параграф называется «Граждане Республики Казахстан и другие физические лица». При этом статьей 12 ГК определяется, что положение данной главы применяются ко всем физическим лицам, если иное не установлено ГК. 

Между тем, не все права гражданина, установленные указанным параграфом ГК, распространяются на иностранцев и лиц без гражданства. Так, пункт 1 статьи 19 ГК закрепляет право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК и иными законодательными актами. 

В свою очередь, индивидуальным предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан Республики Казахстан, оралманов, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность. Иным физическим лицам запрещается осуществлять индивидуальное предпринимательство (пункт 1 статьи 30 Предпринимательского кодекса РК). 

Также суды республики рассматривают дела с участием иностранных лиц, если организация-ответчик находится или гражданин-ответчик имеет место жительства на территории Республики Казахстан (пункт 1 статьи 466 Гражданского процессуального кодекса РК). То есть, суды РК могут применять положения статей 26-27 ГК в отношении иностранцев только в случае, если они постоянно или преимущественно проживают на территории РК. В свою очередь, в отношении иных иностранцев данные нормы ГПК не распространяются. 

В свою очередь, ГК регулирует товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. 

При этом в ГК предусматривается норма, закрепляющая бессрочность права собственности и то, что оно может быть принудительно прекращено только по основаниям, предусмотренным ГК (пункт 5 статьи 188). Вместе с тем, основания прекращения право частной собственности на земельный участок предусмотрены также в Земельном кодексе (статьи 81, 84, 85 и др.) 

В то же время Предпринимательский кодекс устанавливает возможность субъектов предпринимательства иметь в собственности любое законно приобретенное имущество и ее неприкосновенность (статья 7). 

Таким образом, все, что не запрещено можно иметь в собственности, но это не урегулировано в Конституции. 

6. Об отсутствии противоречий между пунктом 2 статьи 26 и пунктом 2 статьи 6 Конституции 
Рабочей группой предложена норма о том, что не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией (пункт 2 статьи 26). 
По мнению некоторых ученых-юристов, данное дополнение противоречит пункту 2 статьи 6 Конституции, которая гласит: «Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом.». В то же время норма, предусмотренная в пункте 2 статьи 6 Конституции, как раз и является исключением из правила, установленного пунктом 2 статьи 26 Конституции. 

Следует также отметить, что, исходя из смысла норм, содержащихся в пунктах 1 и 2 статьи 26 Конституции, законом гарантируется собственность, в том числе право наследования. Однако гарантирована должна быть не собственность, а право собственности. Кроме того, следует обратить внимание на соотношение формулировок «собственность» и «право наследования» в пункте 2 ст. 26 Конституции. 

Изложенное позволяет заключить, что предлагаемые Рабочей группой поправки в статью 26 Конституции Республики Казахстан нацелены, прежде всего, на обеспечение равенства граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства в вопросах защиты имеющегося у них имущества. Замена в указанной конституционной норме слов «граждане Республики Казахстан» на слово «каждый» позволит также улучшить инвестиционный климат, обеспечив гарантии права частной собственности всех физических и юридических лиц, ее неприкосновенности и, в известной мере, позволит определить содержание других прав человека.
http://www.adilet.gov.kz/ru/news/institut-zakonodatel..

 

 

Опубликовано заключение института законодательства о новой редакции статьи 26 Конституции РК 

Опубликовано заключение института законодательства Республики Казахстан о новой редакции статьи 26 Конституции Республики Казахстан, передает BNews.kz

 

. 
В целях выработки предложений по перераспределению полномочий между ветвями государственной власти Распоряжением Президента Республики Казахстан от 11 января 2017 года № 140 была образована Рабочая группа, состоящая из представителей государственных органов, депутатского корпуса, судебной системы, Казахстанского союза юристов и известных ученых-правоведов (далее - Рабочая группа). Рабочей группой подготовлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» (далее - Проект), вынесенный на всенародное обсуждение с 26 января 2017 года. 

Проект предусматривает поправки в Конституцию Республики Казахстан (далее - Конституция), в том числе направленные на усиление механизма защиты права частной собственности. 

В частности, Проектом предлагается внесение следующих изменений и дополнений в пункты 1 и 2 статьи 26 Конституции Республики Казахстан: 

«1. Каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. 

2. Право собственности неприкосновенно. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. Не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией». 

Предложенное Рабочей группой изменение в пункт 1 статьи 26, предусматривающее замену слов «Граждане Республики Казахстан» на слово «Каждый» вызвали острые дискуссии в прессе, в социальных сетях, которые связаны, прежде всего, с опасениями отдельных членов казахстанского общества, что поправка предоставит право собственности на землю иностранцам. Это вызвало критику со стороны некоторых политологов, юристов и простых граждан. Вместе с тем есть и иные мнения известных ученых и практиков, выступающих в поддержку данных нововведений. 

Проведенный анализ предлагаемых изменений и дополнений в статью 26 Конституции Республики Казахстан позволил прийти к следующим выводам и заключениям. 

1. О подходах к регулированию правового статуса личности через термины «граждане», «никто» «все», «каждый» 

В соответствии с устоявшейся в международно-правовых актах терминологией в конституциях многих стран употребляются слова «каждый имеет право на...», «никто не может быть лишен...», «все». При этом, когда речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется формулировка «граждане имеют право». Такое терминологическое различие объясняется различием правового статуса, то есть объема прав и обязанностей человека и гражданина. 

Конституция употребляет термины «гражданин Республики Казахстан», «каждый», «все», «иностранцы» и «лица без гражданства», что отражает дифференцированный подход к регулированию правового статуса личности. По данному вопросу имеется разъяснение, данное в нормативном постановлении Конституционного совета от 1 декабря 2003 года № 121. При этом употребление в тексте Конституции слова «каждый» означает, что здесь имеются в виду как граждане Республики, так и лица, не обладающие гражданством Республики Казахстан. 

Согласно статье 12 Конституции «права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов». Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами. 

То есть каждый человек и гражданин на территории Казахстана обладает всеми правами и свободами, за исключением политических прав. Эти положения согласуются с таким принципом конституционного строя как полнота прав и свобод граждан Республики Казахстан. 

2. О соответствии предлагаемых поправок в пункт 1 статьи 26 Конституции международным актам в области прав человека 

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Конституции иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике Казахстан правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами. То есть данный пункт Конституции допускает ограничение прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства, в первую очередь, предусмотренное иными нормами Конституции, к которым относится и пункт 1 статьи 26 Конституции в действующей редакции. 

Статья 17 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г., предусматривает, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, а также никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. 

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) также провозглашает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (статья 11). В связи с этим принятие поправки к пункту 1 статьи 26 Конституции устранит его противоречие международным актам в области прав человека. 

3. О необходимости установления конституционных гарантий прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства 

Действующая редакция пункта 1 статьи 26 Конституции устанавливает, что граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. 

Необходимо отметить, что особенностью данной нормы Конституции является то, что она предусматривает только защиту уже имеющегося в собственности имущества, приобретённого законным способом. Таким образом, данная норма не регулирует вопрос приобретения имущества в собственность, она лишь его защищает. 

Соответственно, она не предоставляет возможности иностранцам и лицам без гражданства приобретать в частную собственность законно приобретенное имущество на территории Республики, что может негативно влиять на инвестиционную привлекательность страны. Однако развитие экономических, научных и культурных связей между государствами требует гарантий прав и свобод лиц, не имеющих гражданства данного государства. В связи с этим в проекте предпринята попытка установления таких гарантий для иностранцев и лиц без гражданства, как право «иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество» (пункт 1 статьи 26). 

При этом апеллирование в дискуссиях о поправках в статью 26 Конституции к вопросу о предоставлении права собственности на землю иностранцам необоснованно, поскольку нормы пункта 1 указанной статьи не предусматривают право каждого на приобретение имущества, к которому относится и земля. 

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Конституции земля может находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. При этом субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом. 

4. О недопустимости ограничений права собственности для иностранцев и лиц без гражданства 

Некоторые казахстанские юристы ошибочно допускают мысль, что ограничению должны подлежать все конституционные права человека и гражданина. Другие же уравнивают права и свободы человека и гражданина, предусмотренные в разделе II Конституции. 

Однако Конституцией исчерпывающе установлен перечень отдельных прав и свобод, которые не подлежат ограничению. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции «ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13-15, пунктом 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции». 

В перечисленных статьях Конституции (статьи 13-15, 16, 17, 19, 22) используются слова «каждый», «все», «никто». Тогда как в статьях 10 и 11 Конституции применяется термин «гражданин». Вместе с тем цель такого применения в данных статьях предельно ясна, поскольку они касаются либо лишения гражданства Республики Казахстан либо выдачи гражданина иностранному государству и, соответственно, не могут охватывать права иностранного гражданина или лица без гражданства. 

В свою очередь, пункт 2 статьи 26 Конституции гласит: «2. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом». 

При этом законом гарантируется любое законно приобретенное имущество. Термин «имущество» тесно связан по своему содержанию с термином «собственность». Об этом отмечает и М.К. Сулейменов2 в своем заключении о новой редакции статьи 26 Конституции. 

В этом контексте данные пункты статьи 26 Конституции необходимо рассматривать в неразрывном единстве, исходя из их конституционно-правовой ориентированности. 

Также необходимо отметить, что пункт 2 статьи 26 Конституции прямо не устанавливает субъект права собственности, гарантируемого законом. Из этого следует, что в соответствии с действующей редакцией данного пункта статьи 26 право собственности уже гарантируется всем физическим лицам без исключения. 

Исходя из смысла норм, содержащихся в пункте 1 статьи 26 Конституции, законом гарантируется возможность иметь в собственности имущество только граждан Республики Казахстан. Следовательно, пунктом 1 статьи 26 Конституции установлено искусственное ограничение в отношении права собственности иностранцев и лиц без гражданства. Это не соответствует нормам пунктов 1 и 2 статьи 12, пункта 2 статьи 26 и пункта 3 статьи 39 Конституции, предусматривающим признание и гарантирование в Республике Казахстан, принадлежащих каждому человеку от рождения прав и свобод каждого человека, и соответствующим международным стандартам в области прав человека. 

5. О недостаточном гарантировании права собственности иностранцев и лиц без гражданства в законодательстве Республики Казахстан 

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) (далее - ГК) под физическими лицами понимаются граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства. Следовательно, право собственности гарантируется гражданам Республики Казахстан, гражданам других государств, а также лицам без гражданства. 

Действующее законодательство Республики Казахстан в некоторых случаях отождествляет понятия «гражданин» и «физическое лицо». К примеру, ГК по всему параграфу 1 главы 2 предусматривает право граждан, хотя сам параграф называется «Граждане Республики Казахстан и другие физические лица». При этом статьей 12 ГК определяется, что положение данной главы применяются ко всем физическим лицам, если иное не установлено ГК. 

Между тем, не все права гражданина, установленные указанным параграфом ГК, распространяются на иностранцев и лиц без гражданства. Так, пункт 1 статьи 19 ГК закрепляет право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК и иными законодательными актами. 

В свою очередь, индивидуальным предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан Республики Казахстан, оралманов, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность. Иным физическим лицам запрещается осуществлять индивидуальное предпринимательство (пункт 1 статьи 30 Предпринимательского кодекса РК). 

Также суды республики рассматривают дела с участием иностранных лиц, если организация-ответчик находится или гражданин-ответчик имеет место жительства на территории Республики Казахстан (пункт 1 статьи 466 Гражданского процессуального кодекса РК). То есть, суды РК могут применять положения статей 26-27 ГК в отношении иностранцев только в случае, если они постоянно или преимущественно проживают на территории РК. В свою очередь, в отношении иных иностранцев данные нормы ГПК не распространяются. 

В свою очередь, ГК регулирует товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. 

При этом в ГК предусматривается норма, закрепляющая бессрочность права собственности и то, что оно может быть принудительно прекращено только по основаниям, предусмотренным ГК (пункт 5 статьи 188). Вместе с тем, основания прекращения право частной собственности на земельный участок предусмотрены также в Земельном кодексе (статьи 81, 84, 85 и др.) 

В то же время Предпринимательский кодекс устанавливает возможность субъектов предпринимательства иметь в собственности любое законно приобретенное имущество и ее неприкосновенность (статья 7). 

Таким образом, все, что не запрещено можно иметь в собственности, но это не урегулировано в Конституции. 

6. Об отсутствии противоречий между пунктом 2 статьи 26 и пунктом 2 статьи 6 Конституции 

Рабочей группой предложена норма о том, что не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией (пункт 2 статьи 26). 

По мнению некоторых ученых-юристов, данное дополнение противоречит пункту 2 статьи 6 Конституции, которая гласит: «Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом.». В то же время норма, предусмотренная в пункте 2 статьи 6 Конституции, как раз и является исключением из правила, установленного пунктом 2 статьи 26 Конституции. 

Следует также отметить, что, исходя из смысла норм, содержащихся в пунктах 1 и 2 статьи 26 Конституции, законом гарантируется собственность, в том числе право наследования. Однако гарантирована должна быть не собственность, а право собственности. Кроме того, следует обратить внимание на соотношение формулировок «собственность» и «право наследования» в пункте 2 ст. 26 Конституции. 

Изложенное позволяет заключить, что предлагаемые Рабочей группой поправки в статью 26 Конституции Республики Казахстан нацелены, прежде всего, на обеспечение равенства граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства в вопросах защиты имеющегося у них имущества. 

Замена в указанной конституционной норме слов «граждане Республики Казахстан» на слово «каждый» позволит также улучшить инвестиционный климат, обеспечив гарантии права частной собственности всех физических и юридических лиц, ее неприкосновенности и, в известной мере, позволит определить содержание других прав человека.

 

 

 

Комментарий к предлагаемой проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» редакции пунктов 1и 2 статьи 26 Конституции Республики Казахстан 

Проектом Закона, вынесенным Главой государства на всенародное обсуждение, предлагается внести изменения в статью 26 Конституции, пункты 1 и 2 которой излагаются в следующей редакции: 
1. Каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. 
2. Право собственности неприкосновенно. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. Не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией». 
Почему такая поправка предложена. 
Во-первых. На территории Республики Казахстан наряду с гражданами страны могут находиться и проживать иностранцы и лица без гражданства. 
При этом законодательством и международными соглашениями установлен порядок и условия нахождения иностранцев и лиц без гражданства на территории Казахстана (соблюдение визового режима, миграционного законодательства и т.д.). 
Безусловно, что пребывающие в стране лица могут иметь в собственности, как движимое (деньги, ценные бумаги и т.д.), так и недвижимое (здания, сооружения, многолетние насаждения и т.д.). 
Это имущество может быть использовано в любых, не противоречащих закону целях - в личных целях, для осуществления предпринимательской деятельности.
В этой связи, не случайно, действующая редакция пункта 4 статьи 26 Конституции также устанавливает, что «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности...». Данная норма, предусматривает возможность наличия в частной собственности у каждого любого законно приобретенного имущества. 
Казахстан, как любое цивилизованное, современное государство, должен обеспечивать защиту прав и законных интересов, как своих граждан, так и иных лиц, находящихся на ее территории. 
В чем выражается такая защита. Для этого надо обратиться к Гражданскому кодексу, который устанавливает, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания прав; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; взыскания убытков; признания сделки недействительной; компенсации морального вреда, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами. 
К примеру, если у иностранного туриста, посещающего казахстанские достопримечательности, украли деньги, фотоаппарат и др., то государство должно принять соответствующие меры по возврату похищенного и установлению лиц, совершивших хищение. 
Наряду с этим, государство, предоставляя гарантии защиты права собственности, вправе требовать от собственника, в том числе иностранного, чтобы принадлежащее ему имущество служило общественному благу. 06 этом сказано в пункте 2 статьи 6 Конституции. 
Во-вторых. Предложенная в пункт 1 статьи 26 Конституции поправка не означает, что иностранцы и лица без гражданства вправе иметь в собственности любое имущество в Республике Казахстан. Это не так. Конституционные гарантии распространяются только применительно к законно приобретенному имуществу. 
Критерии законности приобретения имущества установлены Конституцией и законодательными актами. Если имущество приобретено незаконным путем, то соответствующая сделка по его приобретению будет считаться недействительной, а имущество должно быть изъято. 
Так, законодательными актами установлен целый ряд ограничений по имуществу, которое не может находиться в собственности иностранцев и лиц без гражданства. Такие запреты и ограничения, в частности, установлены в области средств массовой информации и телекоммуникаций. 
Такой запрет распространяется и на земельные участки сельскохозяйственного назначения, поскольку Земельным кодексом установлен однозначный прямой запрет на возможность продажи земель сельхозназначения иностранцам и лицам без гражданства. 
Поэтому, государство не будет гарантировать для лиц, не являющихся гражданами Казахстана, право владения, пользования и распоряжения вышеуказанным имуществом, и в первую очередь, земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, будут приниматься меры по их изъятию из неправомерного владения. 
В-третьих. Вопросы оборота земель регулируются в Конституции отдельной статьей 6, которая проектом Закона не меняется. Поэтому замена в пункте 1 статьи 26 Конституции слова «граждане» на слово «каждый» не влечет изменение действующего правового режима права собственности за землю. 
Так, согласно пункту 3 статьи 6 Конституции «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». При этом, пределы и условия частной собственности на землю установлены Земельным кодексом. А земельным кодексом, установлен однозначный запрет. 
Никоим образом не отменяется предложенным поправками и действие введенного Главой государства моратория на применение отдельных норм земельного законодательства. Этот мораторий в соответствии с Указом от 6 мая 2016 года будет действовать до 31 декабря 2021 года. 
Таким образом, предлагаемые поправки в статью 26 Конституции усиливают гарантии неприкосновенности права частной собственности, предусматривая, что не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией.

 

НЕМНОГО О "КАЖДОМ"

 

Объяснение по поправкам в Конституцию РК по статье 26. 
"КАЖДЫЙ": каждый человек и гражданин на территории Казахстана обладает всеми правами и свободами, за исключением политических прав. Эти положения согласуются с таким принципом конституционного строя как полнота прав и свобод граждан Республики Казахстан. 
НО: Необходимо отметить, что особенностью данной нормы Конституции является то, что она предусматривает ТОЛЬКО ЗАЩИТУ уже имеющегося в собственности имущества, приобретённого законным способом. Таким образом, данная норма не регулирует вопрос приобретения имущества в собственность, она лишь его защищает. 
Соответственно, она НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ возможности иностранцам и лицам без гражданства ПРИОБРЕТАТЬ в частную собственность законно приобретенное имущество на территории Республики, что может негативно влиять на инвестиционную привлекательность страны. Однако развитие экономических, научных и культурных связей между государствами требует гарантий прав и свобод лиц, не имеющих гражданства данного государства. 
При этом апеллирование в дискуссиях о поправках в статью 26 Конституции к вопросу о предоставлении права собственности на землю иностранцам необоснованно, поскольку нормы не предусматривают право каждого на приобретение имущества, к которому относится и земля.