Одним из наиболее существенных вопросов управления современным государством является вопрос снижения доверия и уважения к власти со стороны граждан. Ключ к успеху в решении этой проблемы, к повышению степени уважения и доверия к власти, лежит в налаживании постоянных взаимосвязей и партнерских взаимодействий между обществом и властью, в обеспечении обратной связи. Для практической реализации такой обратной связи определяющими параметрами управления государством являются его открытость, прозрачность и вовлечение населения в процесс принятия решений. Эффект в решении данной задачи кроется как в профессионализме исполнителей государственных программ, так и в готовности самого населения решать вопросы местного значения. К сожалению, у нас часто срабатывает принцип: «Шаш ал десе, басты алады!», когда граждане, да и некоторые государственные служащие, не имеют представления о законах, нормах и правилах, но начинают разводить смуту в обществе.
Во избежание такой ситуации, у нас в районе, при постоянной поддержке акима района, председателя районного филиала партии «Нұр Отан» Кыдыркельды Омиржановича Медеуова, на системной основе проводится обучение населения основам гражданского участия на уровне принятия решений. Первым этапом обучения стало создание Советов общественности, действует институт медиации, а так же осуществляется социальный аудит. Проблемным вопросом, на сегодняшний день, является отсутствие прописанного регламента взаимодействия сельского акима с Советом общественности, о чем было озвучено на заседании Совета по региональной политике и работе с маслихатами при фракции «Нұр Отан» в Мажилисе Парламента РК. Неслучайно, вице-министр национальной экономики РК Каирбек Ускенбаев акцентировал внимание и на важности такой нормы, как обязательное обсуждение собранием или сходом вопросов финансирования мероприятий местного значения и предоставления местному населению права участия в мониторинге за использованием бюджетных и иных средств, выделенных на решение проблем местного значения. В этих целях, акимы утверждают планы поступлений и расходов по согласованию с собранием местного сообщества, и после этого, поступившие средства направляются на решение задач местного значения.
Хочу обратить внимание читателей еще на один очень эффективный механизм вовлечения общественности - Социальный аудит. Его не нужно путать с финансовым аудитом. У нас в районе было обучено 24 социальных аудитора, которые провели аудит объектов по программе «Ақ бұлақ». Аудиторы провели осмотр на предмет качества выполненных работ и их соответствие, заявленное в проектах.
Для эффективного социального аудита, в первую очередь, необходима политическая воля - когда государственные органы готовы сотрудничать и позволяют гражданскому обществу оставить обратную связь о своей деятельности. В нашем случае, социальный аудит получился благодаря тому, что отдел ЖКХ предоставил проекты, акимы округов лично принимали участие в процессе аудита и на общественных слушаниях. В противном случае социальный аудит не состоялся бы. Аудит выгоден всем сторонам: в первую очередь, он играет важную роль в информировании населения о государственных программах и политиках, а так же может быть средством для решения конфликтов. Более того, Социальный аудит может повысить подотчетность, позволяя обычным гражданам получить доступ к информации, высказывать свои пожелания, оценивать работу государственных органов и добиваться большей подотчетности и прозрачности и, в конечном счете, получать услугу, которая соответствует их потребностям. Пришло время, когда надо не бояться разграничения полномочий, а делегировать многие вопросы на уровень районов, сел и поселков, так как никто лучше самих жителей не решит, что нужно людям в этом районе.

|