ГЛАВНАЯ >

 
 
ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23.10.2017

      

        

Руководитель Управления юстиции Илийского района Кыстаубаева Роза Анишкеевна ответила на вопросы журналистов Илийского районного общественно-политического еженедельника «Іле таңы». Брифинг был проведен с целью разъяснения основных положений проектов Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

 – Одной из основных задач министерства является формирование и реализация государственной политики в сфере организации правовой помощи и оказания юридических услуг. Расскажите, пожалуйста, о законопроекте «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», разработанной Министерством юстиции для оказания квалифицированной юридической помощи.

– Оказание квалифицированной юридической помощи, гарантированное Основным законом нашей страны, как правило, сопряжено с качественным юридическим образованием. Законопроект «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» разработан на базе действующего Закона «Об адвокатской деятельности», принятого 20 лет назад и не подвергавшегося существенным изменениям с учётом сегодняшних реалий. Он является комплексным, обогащённым нормами о гарантированной государством юридической помощи, а также нормами о деятельности частнопрактикующих юристов. Объединение данных норм в одном законе продиктовано однородностью регулируемых общественных отношений.

– Как Вы считаете, из-за каких имеющихся на сегодняшний день проблем реализация конституционного права обеспечена не в полной мере?

– К ним можно отнести такие, как недостаточное качество оказания юридической помощи представителями юридической профессии, отсутствие механизма защиты граждан от действий недобросовестных адвокатов и частнопрактикующих юристов, быстрое устаревание знаний и необходимость постоянного повышения квалификации, дефицит адвокатов, отсутствие открытости и прозрачности в деятельности адвокатских коллегий, а также отсутствие механизмов сменяемости председателей адвокатских коллегий и, как результат, отсутствие здоровой конкуренции.

– Какие меры для их решения предусматриваются законопроектом?

– Во-первых, регламентация деятельности частнопрактикующих юристов, именуемых в законопроекте «юридическими консультантами», посредством их объединения в палаты.

Как известно, на сегодня представлять интересы гражданина в суде может каждый человек, имеющий высшее юридическое образование. При этом нередко такая помощь предоставляется некачественно, в результате чего граждане не только не могут защитить свои права, но и несут убытки. Поэтому предусматривается обязанность для лиц, представляющих интересы клиентов в суде, состоять в палатах юридических консультантов.

Обязательное их членство позволит:

- установить стандарты качества юридической помощи и профессионального поведения юристов;

- контролировать качество юридической помощи, оказываемой населению;

- привлекать недобросовестных юристов к ответственности вплоть до исключения из палаты.

Для физических лиц, оказывающих юридическую помощь в виде представительства интересов в гражданском судопроизводстве, членство в палатах будет обязательным.

Хочу пояснить, что юридический консультант – это физическое лицо, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, состоящее в реестре палаты юридических консультантов и оказывающее юридическую помощь. К юридическим консультантам не относятся юристы организаций, предприятий, государственных органов.

В целях создания условий для развития конкуренции и исключения монополии в сфере оказания юридической помощи предлагается множественность палат юридических консультантов. Так каждая из палат будет стремиться создавать преимущественные условия в целях привлечения клиентов и обеспечения качества юридической помощи.

Во-вторых, вводится оказание юридической помощи на началах pro bono (опыт США, Англии, Австралии, Франции, Нидерландов и пр.), которое в законопроекте именуется комплексной социальной юридической помощью.

Введение pro bono в Казахстане позволит гражданам, находящимся в затруднительном социальном и финансовом положении, получить юридическую помощь от адвоката или юридического консультанта с полным сопровождением его правовой ситуации, что соответствует лучшей мировой практике. Предоставление такой помощи будет основано на добровольной договоренности сторон и по общему правилу будет безвозмездным.

Следует отметить, что предоставление pro bono не обязанность, а право и не может оказываться по принуждению.

Объем и порядок оказания pro bono будет устанавливаться палатами юридических консультантов и Республиканской коллегией адвокатов самостоятельно.

В-третьих, для осведомленности населения и справедливого ценообразо-вания предусматривается разработка рекомендательной тарифной сетки оплаты помощи адвоката (опыт Германии, Франции, США, Польши, Чехии и пр.)

Учитывая рекомендуемые тарифы, граждане смогут ориентироваться и определять среднюю стоимость юридической помощи, что позволит избежать ее необоснованного завышения.

В последующем устанавливаемый адвокатами размер юридической помощи будет приближаться к ее справедливой величине.

Разработка и утверждение тарифной сетки за оказываемую юридическую помощь будет осуществляться РКА. Тарифная сетка будет носить рекомендательный характер и размещаться в открытом доступе.

В-четвертых, реализуется возможность граждан рассчитывать на страховое возмещение в случае оказания некачественной юридической помощи (опыт Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландов, Франции, Швеции и пр.). Его введение предполагается с 2020 года.

Страхование профессиональной ответственности будет обязательным для адвокатов и юридических консультантов. Страховая выплата будет производиться клиентам в случае непреднамеренного совершения адвокатом или юридическим консультантом таких профессиональных ошибок, как:

1) пропуск процессуальных сроков;

2) неправильное оформление документов;

3) неизвещение клиента о последствиях совершаемых юридических действий, что повлекло причинение ему вреда;

4) утрата или порча документов клиента;

5) неправомерное разглашение сведений.

В-пятых, усовершенствован механизм привлечения к ответственности адвокатов за некачественное оказание юридической помощи (опыт Австрии, Германии, Дании, Нидерландов, Словении, Эстонии и пр.).

Дисциплинарные комиссии являются независимыми и имеющими двухуровневую структуру органами – на уровне территориальной коллегии адвокатов и республиканском. В состав дисциплинарной комиссии входят 6 адвокатов, 3 представителя уполномоченного органа и 2 судьи в отставке.

В-шестых, в целях обеспечения потребности населения в адвокатской помощи предлагается упростить вход в профессию.

На сегодня количество действующих адвокатов в Казахстане чуть больше четырёх с половиной тысяч. Следовательно, на одного адвоката в Казахстане приходится порядка четырех тысяч граждан. В западноевропейских странах количественное соотношение обеспеченности населения адвокатской помощью составляет от 250 до 1 тыс. человек на одного адвоката.

Упрощение доступа к профессии адвоката будет обеспечено устранением имущественного барьера в виде вступительных взносов, что немногие могут себе позволить ввиду необоснованно высоких их размеров (до 800 тыс. тенге). К примеру, согласно статистике, из 12 с половиной тысяч граждан, имеющих лицензии на занятие адвокатской деятельностью, фактически адвокатами (лицами, вступившими в коллегии адвокатов) являются только 37%. Всего за последние 4 года число адвокатов выросло лишь на 300 человек.

При этом претендент в адвокаты до вступления в коллегию адвокатов преодолевает несколько этапов, которые подтверждают его соответствие профессиональным требованиям. Тем самым вступительный взнос не направлен на подтверждение профессиональных качеств, а является дополнительным имущественным барьером.

Запрет на взимание вступительного взноса позволит большему количеству обладателей юридического образования получить статус адвоката, что в дальнейшем повысит конкуренцию между ними и будет мотивировать их повышать свой профессиональный уровень.

В-седьмых, в целях улучшения качественного состава адвокатуры пересмотрен порядок проведения аттестации и механизм повышения квалификации адвокатов.

Согласно действующему законодательству предусмотрены функции Республиканской и территориальных коллегий адвокатов по повышению квалификации. Тем не менее требования к порядку и стандартам повышения их квалификации не установлены.

Для этой цели предусмотрены ежегодные обязательные курсы повышения квалификации с наделением РКА полномочиями по разработке и утверждению порядка и стандартов повышения квалификации (опыт Франции, Великобритании, США).

В-восьмых, для обеспечения представительства регионов в органах управления РКА устанавливаются ограничения по срокам нахождения в органах управления и порядок их формирования.

Устанавливается запрет на осуществление более одного срока полномочий президиума, председателя президиума, ревизионной комиссии коллегии адвокатов, председателя, президиума и ревизионной комиссии РКА.

Данные меры создадут условия для сменяемости лиц в органах управления коллегий. По действующей практике в регионах председатели коллегий руководят по 20-30 лет.

Продолжительное занятие должностей в органах управления адвокатурой не способствует обновлению подходов к регулированию профессиональным сообществом. Более того, в условиях унитарного государственного устройства необходимо обеспечить равный доступ представителям разных регионов в республиканские органы управления адвокатурой. Представители различных регионов смогут реализовать интересы своего региона на республиканском уровне. Сейчас мы наблюдаем локализацию региональных адвокатов в городах Астана и Алматы, что наталкивает на вывод о значительном участии представителей этих городов в управлении адвокатурой на республиканском уровне.

В законопроекте предусматривается механизм формирования президиума РКА, который состоит из равного количества представителей каждой коллегии адвокатов. Таким образом, в органах управления РКА будут представлены все регионы, а не только Астана и Алматы.

Помимо этого повышены требования к должности председателя РКА (пятилетний стаж адвокатской практики, избрание председателя РКА из числа председателей коллегий адвокатов).

В-девятых, в целях оптимизации деятельности адвокатуры, обеспечения оперативного оказания юридической помощи предлагается внедрить в деятельность адвокатуры информационные технологии. В частности предлагается внедрение единой информационной системы «Е-адвокатура». Ее возможности будут использованы при формировании статистических отчётов, списка адвокатов по ГГЮП, организации онлайн-дежурств и т. д. В последующем планируется проработка вопросов ее интеграции с другими системами госорганов.

В-десятых, законопроектом предлагается пересмотреть механизм функционирования адвокатских контор.

По действующему законодательству у адвокатов имеется возможность выбрать одну из следующих форм деятельности: юридическая консультация, индивидуальная деятельность либо объединение в адвокатскую контору.

Анализ функционирования адвокатских контор, создаваемых в виде некоммерческих учреждений, показывает, что они неконкурентоспособны по сравнению с юридическими фирмами, созданными по своей организационно-правовой форме в виде товарищества с ограниченной ответственностью.

Законопроектом предусматривается возможность заключать партнерский договор в простой письменной форме между адвокатами, учредившими адвокатскую контору. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются объединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Адвокатская контора наделяется правом заключения договора об оказании юридической помощи. Такое образование будет признаваться налоговым агентом, что упростит налогообложение.

Данные предложения позволят развить функционирование адвокатских контор как коллективного субъекта оказания юридической помощи (опыт Германии, Франции, США, Грузии и пр.).

В целом следует отметить, что законопроект содержит ряд других предложений, основной целью включения которых является желание обеспечить прозрачность существующих процедур, справедливость и, самое главное, повышение качества юридической помощи. Принятие данного законопроекта обеспечит оказание доступной и качественной юридической помощи населению высококвалифицированными специалистами.

– Спасибо за интервью!