«Золотое время» для Ремстройтехники, (что базируется в поселке Боралдай - граница Первомайское, а ныне территориально относится к КазЦИКовскому округу) –это советский период. Заказов – выше крыши, загруженность мощностей -100 процентов, обороты миллионные, известность – завидная.
Многотысячное предприятие участвовало в таком грандиозном проекте Советского Казахстана как прокладка Большого Алматинского канала общей длиной свыше 150 км. Построило целый комплекс первых, высотных панельных 16 этажных домов и офисов на площади Республики в Алматы, жилой микрорайон «Водник», с детским садом в Боралдае. Все эти и десятки других объектов исправно служат до сей поры, подтверждая высочайшее качество произ-водства бетонных изделий, используемых в строительстве. Перспективным направле-нием стало освоение выпуска экспериментальной бетонной напорной трубы со стальным сердечником для нужд мелиорации и водного хозяйства. Эту продукцию ждали во всех уголках СССР и если бы не нагрянувший развал страны, проект безусловно был бы реализован.
Но это хоть и не столь далекое, но все же прошлое предприятие. Как оно выживает сегодня? В условиях неплановой экономики и жесткой конкуренции, в кризис и падение спроса.
Недавно мы побывали там. Это огромная территория в 20 га, где размещаются два завода -железобетонных изделий и опытно - экспериментальный механический. Продукция первого – бордюры, лотки, кольца канализационные, плиты перекрытия, аэродромные плиты, лестничные марши, конструкции для мелиорации, дорожного ограждения и т.д. Механический завод специализируется на выпуске балок, колонн, силосных банок, водонапорных башен, прожекторных мачт и прочем. Всего АО «Ремстройтехника» может предложить более 300 наименований продукции и оказывает услуги по изготовлению нестандартного оборудования.
Правда генеральный директор завода Светлана Ганина в беседе с корреспондентом, была немного пессимистична: «Сейчас мы работаем, но всего на 15-20 процентов от имеющихся мощностей. Нет объемов, соответственно: развития, перспектив. Если в хорошие времена у нас работало до тысячи и более человек, года три-четыре назад – до 500 человек, то сейчас всего 350. Сказывается кризис в строительной отрасли. Объемы заказов в 2016 году по городу Алматы и Алматинской области снизились по сравнению с 2015 годом. В связи с обильными дождями, подтоплениями, в Алматы выявилась неработоспособность арычной сети или ее полное отсутствие. Появилась потребность в бетонных лотках, что мы производим. Небольшими партиями отгружаем заказчику. Есть мелкие заказы от метрополитена, от энергетиков на опоры электролиний и т.д. По Алматинской области ждем принятия государственной программы по возрождению мелиорации. Поскольку у нас есть база, технологии и опыт, мы могли бы участвовать в изготовлении железобетонных изделий для мелиоративной отрасли. Тех же лотков для канала. Но пока все это на уровне разговоров».
Светлана Александровна, проработавшая на заводах железобетонных изделий свыше 36 лет, высказала свою боль насчет недобросовестной конкуренции. В последние годы на рынке появилось немало «левых компаний», которые не платят налоги, не оформляют в штат работников, не делают им пенсионные отчисления и т.д. И это позволяет им снижать цены на их продукцию – так называемые железобетонные изделия.
- Соответственно мы, как официально зарегистрированное предприятие и платящее все виды налогов, проигрываем в борьбе за клиента - не можем конкурировать по ценовой политике, - сетует руководитель. - В настоящее время отменено лицензирование производства железобетонных изделий, нет контроля со стороны государства за предприятиями, которые производят железобетонные изделия. Все это к хорошему не приведет. Например, Ремстройтехника много лет постав-ляет кольца высокоточной и обычной обделки для ТОО «Алматыметрокурылыс». Все изделия проходят жесточайший контроль: лабораторные, физико-механическое испытание бетона, арматуры, инертных материалов, дефектоскопию сварочных швов. Под готовым изделием ставится подпись приемщика. Иначе нельзя! Над тоннелью находится многометровый, многотонный грунт, наш регион сейсмический. А если не надо лицензий базы, технологий, оборудования, то любая фирма может поставлять тюбинговые кольца? Во всяком случае, на электронные торги никому отныне нет препятствий. Это тревожно, заключает собеседница. Государство должно тут расставить свои приоритеты и на такие сложные, стратегические объекты как метро, не допускать не профессионалов.
Мы прошлись по цехам и увидели что там работают люди. В одном месте очищали формы, смазывали их перед заливкой. По соседству уже заливали бетон в готовые формы. В механическом цехе (заводе) сверкали искры электросварки, проводили армирование будущего кольца. Задействованы: линия полуавтоматической сварки, правильно-отрезной станок для арматуры и проволоки. Имеются фрезерные, зуборезные, сверлильные станки. На токарно-карусельном станке можно обработать, изготовить детали достигающие диаметра до 6 метров.!
Сопровождающий меня заместитель директора по коммерческим вопросам Парахат Койшекенов, сказал, что предприятие имеет десятки видов различного обрудования, оснастки и свыше 300 станков под различные проекты. И в этом - уникальность и широчайшие возможности завода для заказчика. Единственный минус - малая загруженность и работа на склад. Один цех полностью законсервирован. Как долго это будет длится? На старейшем предприятии, (к слову, которому скоро будет 50 лет) Ремстройтехнике говорят, что надежда умирает последней.
|