2 ноября 2015 года Президентом страны подписан Закон Республики Казахстан «Об общественных советах», который введен в действие с 1 января 2016 года.
В соответствии с настоящим Законом органами государственного управления области проведена соответствующая работа по формированию, утверждению составов и организации деятельности общественного совета Алматинской области.
Состав общественного совета области сформирован на конкурсной основе и утвержден решением областного маслихата от 17 февраля текущего года. Члены общественного совета области на первом заседании совета избрали президиум и сформировали 5 комиссий по направлениям деятельности.
Аналогичная работа по формированию общественных советов районов и городов проведена соответствующими государственными органами районов и городов.
В целях усиления роли общественных советов, как того требует 99 шаг Плана нации – «100 конкретных шагов», с момента создания общественного совета области проведено 4 заседания, на которых обсуждено и рекомендовано к принятию 126 проектов нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов области, затрагивающих права и свободы граждан.
Перед вынесением проектов нормативных правовых актов на обсуждение заседания общественного совета области, данные проекты документов проходят обсуждение в комиссиях общественного совета, в работе которого по мере необходимости принимают участие и дают соответствующие пояснения к проектам нормативных правовых актов руководители или представители местных исполнительных органов области.
На заседаниях рассмотрен очень широкий круг вопросов. Это организация общественных работ, это вопросы выделения жилищных субсидий для инвалидов, это вопросы установления базовых ставок земельного налога на неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения, это утверждение Правил оказания социальной помощи населению и Правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов области, это утверждение норм и тарифов на сбор, вывоз и утилизацию коммунальных отходов и многие другие вопросы, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан.
Так, 29 февраля т.г. на общественном совете области был заслушан отчет акима области о перспективных направлениях экономического и социального развития области и задачах местных исполнительных органов области по их выполнению.
16 марта текущего года на заседании общественного совета были рассмотрены и рекомендованы к принятию 20 проектов решений маслихатов всех уровней по изменению бюджетов на 2016 год в связи с выделением с республиканского бюджета 52,9 млрд. тенге на социальное и экономическое развитие Алматинской области.
28 марта текущего года на обсуждение общественного совета было вынесено 77 проектов нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов, затрагивающих права и свободы граждан.
11 апреля 2016 года на обсуждение общественного совета области вынесено 29 нормативно-правовых актов.
Одним из основных принципов деятельности общественных советов является их публичность. В этом направлении также проведена соответствующая работа.
В целях разъяснения Закона Республики Казахстан «Об общественных советах» и реализации 99 шага «Усиление роли общественных советов» в рамках Плана нации – «100 конкретных шагов» я, как председатель общественного совета области, 31 марта текущего года выступил на заседании актива области с участием акимов районов и городов, секретарей маслихатов всех уровней, руководителей областных управлений и территориальных департаментов центральных государственных органов, а также представителей средств массовой информации. Мое выступление было посвящено первым итогам деятельности общественного совета Алматинской области и задачах, стоящих перед общественным органом.
Для широкого освещения деятельности общественного совета области на официальном сайте областного маслихата создан раздел «Общественный совет Алматинской области», в котором размещен состав совета, состав президиума и членов комиссий, тексты проектов нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов области. Здесь же размещен План работы совета и регламент, а также итоговые протоколы заседаний общественного совета области.
Положение об общественном совете области разработано, его положения одобрены членами общественного совета области. Данное Положение планируется утвердить решением областного маслихата на ближайшей сессии, после чего оно также будет размещено в соответствующем разделе сайта.
Кроме того, в областных общественно-политических газетах «Огни Алатау» (№28 от 2 апреля т.г.) и «Жетысу» (№39 от 5 апреля т.г.) мной опубликованы статьи о деятельности совета области и задачах, стоящих перед общественным советом. Также эти статьи размещены на Интернет-ресурсе областного маслихата в соответствующем разделе.
На областном телеканале «Жетысу» были показаны сюжеты о прошедших заседаниях общественного совета 29 февраля, 16 и 28 марта, а также 11 апреля текущего года и даны мной интервью по завершению каждого заседания.
Основными полномочиями общественного совета области являются рассмотрение таких важных вопросов жизнедеятельности области, как формирование и исполнение бюджетных программ, обсуждение отчетов исполнительных органов о достижении ими целевых индикаторов, а также участие в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов области.
Особо нужно сказать о проектах нормативных правовых актов. На сегодня согласно действующему законодательству постановления акиматов области, районов и городов и решения маслихатов всех уровней, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, подлежащие регистрации в органах юстиции, не могут быть подписаны уполномоченными на это лицами без обсуждения и рекомендации общественного совета области.
Доступным языком говоря, органы юстиции не зарегистрируют решение маслихата или постановление акимата по указанным вопросам без итогового протокола общественного совета области.
Большинство вынесенных для обсуждения и выработки рекомендаций на заседания общественного совета области касаются проектов постановлений районных (городских) акиматов и решений районных (городских) маслихатов.
Согласно Закону Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» полномочиями по обсуждению и выработки рекомендаций к проектам нормативных правовых актов имеют общественные советы, образованные маслихатами областей, городов республиканского значения и столицы республики. Поэтому все указанные проекты документов рассматриваются на сегодня только общественным советом области. Общественные советы районов и городов не имеют по законодательству таких полномочий.
Обсуждению на общественном совете области предшествует публикация в средствах массовой информации темы общественных слушаний и текстов проектов нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов. Публичные слушания с нарушением сроков публикаций не могут быть проведены, так как эти сроки установлены Законом Республики Казахстан «Об общественных советах».
В связи с этим я еще раз напоминаю, что сроки публикаций темы общественных слушаний и текстов нормативно-правовых актов жестко регламентированы законодательством.
Общественный совет области за 30 дней до даты проведения общественного слушания публикует в средствах массовой информации тему публичного обсуждения.
Областные управления и акиматы районов и городов за 10 дней до даты проведения публичного слушания публикуют в средствах массовой информации тексты проектов нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов, подлежащих обсуждению на заседании общественного совета области.
При этом публикация проектов нормативно-правовых актов районного маслихата или районного акимата осуществляется в районных газетах, проекты нормативно-правовых актов областного маслихата или областного акимата – в областных газетах, причем одновременно на казахском и русском языках.
При представлении проектов документов в общественный совет области в обязательном порядке должны прикладываться подтверждающие документы их публикаций и пояснительные записки к проектам нормативных правовых актов, а также соответствующие экспертные заключения уполномоченных на это органов.
Вместе с тем, мы наблюдаем, что не все акиматы районов и городов, оперативно реагируют на изменения действующего законодательства в вопросах принятия нормативно-правовых актов, несвоевременно представляют в общественный совет области проекты документов для обсуждения и выработки рекомендаций.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных советах» общественные советы работают на общественных началах, законодательно не имеют финансового и материального обеспечения. Вместе с тем, согласно указанному Закону организационное обеспечение деятельности общественного совета осуществляется соответствующим государственным органом, с участием которого образован общественный совет.
Поэтому ответственность за несвоевременное представление проектов документов районного и городского уровня полностью ложится на акимов районов и городов, секретарей районных и городских маслихатов.
На открытии первой сессии Парламента шестого созыва Глава государства заявил о нежелании отдельных чиновников претворять в жизнь пункты Плана нации «100 шагов».
При этом Президент страны особо подчеркнул: «Я уже чувствую желание некоторых чиновников на местах спустить на тормозах реализацию институциональных реформ. Я еще раз предупреждаю ответственных лиц: в угоду чиновникам не будет ничего подправляться из Плана нации «100 шагов».
Вопрос усиления роли общественных советов прописан в 99 шаге Плана нации – «100 конкретных шагов» и направлен на улучшение диалога между властью и гражданским обществом, на прозрачность работы государственных органов.
|