Главная -  НОВОСТИ

 
 
 
В ЗВУКАХ ДОМБРЫ – ДУША НАРОДА
18.04.2017

      

Ерали Адамкулов около 30-ти лет занимается изготовлением музыкальных инструментов, сохраняя национальное наследие. Окончил Казахский национальный аграрный университет в Алматы. По зову души и сердца щедро делится накопленным опытом с подрастающим поколением. Работал учителем технологии в средней школе №21 селе Коктерек Илийского района. Недавно продолжил педагогическую деятельность в Алматинском специализированном комплексе «Жануя». Интерес к ремесленному делу проявился у моего героя с детства. В его многодетной семье любовь к уникальному народному творению домбре, занесенному в Книгу рекордов Гинесса, привили родители. Отец Мерекебай был замечательным ремесленником, мастером по изготовлению домбры, снаряжения для лошади, предметов быта. Помимо этого к нему из соседних аулов приезжали народные сказители, чтобы посостязаться в мастерстве исполнения терме. Мама Зарипа Ниязкызы была адвокатом, ее красивый голос тоже собирал многочисленных поклонников. Талант к ремесленному делу передавался в этом роду из поколения в поколение. Старший брат мастера Нурали первым воплотил мечту изготовления музыкальных инструментов, начав трудовую деятельность в Музее народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа Дукенулы в Алматы. Чуть позже постигать азы в этом же храме творчества - одного из уникальных видов ремесленничества решил и младший Ерали. По воспоминаниям брата Нурали, отец вместо клея для соединения деталей инструмента использовал колючки дерева джигиды, пробивая шилом отверстия. По его мнению смастерить домбру–дело сложное. В течение одного месяца можно изготовить один инструмент. Ерали Адамкулов делится: «Раньше в старину той или сражение начинались со звуков домбры. Народные сказители, исполняя кюи на двух струнах, передавали радость и грусть простых людей. Неслучайно мудрецы подметили, что в звуках домбры живет душа народа. Археологические исследования свидетельствуют о том, что двухструнные прототипы домбры появились более 2.000 лет назад. При раскопках античного городища Кой-Крылган-кала были найдены терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнными инструментами в руках. В Алматинской области были обнаружены наскальные рисунки, на которых древний художник, живший более 4 тысяч лет назад, изобразил пляшущих человечков с музыкальным инструментом, напоминавшим домбру. Горжусь тем, что продолжаю дело отца по сохранению и передаче опыта молодежи. Это считаю своим долгом и целью в жизни». Название музыкального инструмента домбра состоит из двух слов: «дом» - означает «звук», «бра» - «настраивание струн». Мой собеседник, делясь секретами мастерства, рассказал, что самая лучшая домбра получается из красного дерева, из нее сделана известная скрипка Страдивари. К сожалению, это дерево в Казахстане не растет, но когда все-таки удается приобрести достойный материал, такие шедевры как правило, уходят за границу. Ерали сегодня не только реставрирует музыкальные инструменты, но и делает их на заказ для известных людей. К примеру, изготовленный им наркобыз имеется у Серика Умбетова, домбра - у солиста группы «101» Ивана Бреусова и коллектива группы «МузАРТ». Несколько инструментов были приобретены у него ценителями национального инструмента из-за рубежа. Обычно мастер использует в работе древесину твердых пород дуба, ореха, клена, бука и сосны. Изготовление каждой детали домбры требует точности и выдержки. Погрешность в 1 миллиметр может привести к хрипам и дребезжанию во время игры. По наблюдениям Ерали звучание инструмента зависит от дерева: бук придает ему теплое густое, клен - яркое. Много лет назад на корпус домбры натягивали натуральные струны из бараньих кишок, поэтому он имел глубокий, глухой звук. В 21 веке со сцен стала звучать электронная домбра, которая тоже завоевала новых поклонников. Ерали Адамкулов помимо того, что участвует в рождении музыкальных инструментов, играет на них, поскольку настраивает их сам. О его профессионализме можно судить по заказам. Цены у него приемлемые в зависимости от того, какое используется дерево и как инкрустирован инструмент - от 100 тысяч и выше. С теплотой он отзывается о брате Нурали, который обучил его азам ремесленничества. Сегодня Адамкулов Нурали Мерекебаевич руководит кафедрой изобразительного искусства и дизайна в Жетысуском государственном университете имени Ильяса Жансугурова. Является автором учебников и научных публикаций. Кандидат педагогических наук, доцент, лауреат премии «Акын Сара», главный редактор РНМ журнала «Этнохудожественная культура», член Союза Евразийского дизайна. Не отстает от него и младший Ерали: в 2013 году занявший первое место среди учителей технологии на Республиканском конкурсе в Чимкенте. В 2016 году стал обладателем 3-го места в Международной выставке «Урпакка аманат» в Талдыкоргане. Помимо домбры Ерали сам освоил изготовление кобыза. В новых начинаниях братьев поддерживает мама Зарипа, супруга Ерали - Райхан. Все четверо сыновей моего героя - Мадияр, Ернар, Нурбек и Абдурахман продолжили дело отца. Дочь Зере учится в школе. Сегодня сохранением и пропагандой ремесленного мастерства занимаются немногие. Но Ерали считает своим долгом возродить забытое ремесло, чтобы будущее поколение помнило о своих корнях и национальной культуре казахского народа.