На сессиях районного маслихата депутаты часто рассматривают вопросы изменений и дополнений в районный бюджет. Почему это делается? Как распределяются дополнительные доходы? Какие еще бывают бюджеты? Как оказалось, многие граждане имеют весьма смутное представление о термине «бюджет» и механизме его формирования. И мы решили посвятить этой теме отдельную публикацию, попросив секретаря районного маслихата Розу Абилову ответить на ряд вопросов.
– Роза Михайловна, давайте начнем с самого простого, так сказать, проведем маленький ликбез. Что такое бюджет?
– Со старонормандского слово бюджет переводится как кошелек, сумка, мешок с деньгами. Бюджет – это схема доходов и расходов (семьи, организации, района, области и т.д.) на определенный период времени, предназначенный для финансового обеспечения реализации задач и функций.
Успех и благополучие любого из перечисленных выше субъектов зависят от грамотно составленного и исполненного бюджета. Именно поэтому первым после принятия конституционного закона о государственной независимости Республики Казахстан стал закон «О бюджетной системе». 4 декабря 2008 был разработан и принят новый бюджетный кодекс, в котором был предусмотрен трехлетний период бюджетного планирования.
В нашей стране три уровня бюджета: первый – республиканский, второй – областной, в том числе городов Астаны и Алматы, третий уровень – районы и города областного значения. Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения) относятся к местным бюджетам.
– Ну а в СМИ сейчас постоянно говорят о новом местном бюджете.
– Да, уже в 2018 году будет введено понятие четвертого уровня государственного бюджета – сельского. Им станет бюджет местного самоуправления в административных территориальных единицах с населением 2000 и выше человек. С 2020 года новшество распространится повсеместно. Областной бюджет, бюджет города, района утверждается на сессии маслихата области, города или района.
Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В бюджете важно соответствие приходов и расходов, дабы в первую очередь территории научились пополнять доходную часть бюджета. Помните экономи-ческий кризис начала 1990-х годов, когда хронические задержки выплат пенсий, пособий, зарплат бюджетникам и пр. порождали огромную бюджетную кредиторскую задолженность?
Самый простой способ получить представление о бюджете – это ваш семейный бюджет, или казна. Там, где четко соблюдается баланс доходов и расходов, все сыты, одеты, обуты, учатся, встречают гостей, ездят в отпуск и т.д., а где это условие не соблюдается – там постоянные долги, невыплаченные кредиты и прочее.
– Мне, как журналисту, часто приходится слышать от илийцев такую фразу: «Везде говорят, что Илийский район богатый. А как это чувствуем мы, илийцы? Почему у нас еще много неотремонтированных, разбитых дорог? Не везде проведен газ, есть проблемы с водой, освещением улиц, не хватает Домов культуры, школ и т.д.? Жалко на это денег, что ли?»
– Начнем с того, что бюджетные средства района, как и любого другого субъекта, формируются за счет налогов наших предприятий, организаций, жителей. Собственные доходы района пополняются 15 кодами поступлений. 95% доходов у нас составляют поступления по акцизам.
В 2017 году расходы бюджета района составляют 88,3 млрд тенге, где чистые расходы – 27,1 млрд тенге, бюджетные изъятия – 61,2 млрд тенге. То есть, исходя из этих цифр, мы действительно район прибыльный, богатый. Хотя богатство – понятие относительное. Дело в том, что в нашем районе постоянно наблюдается прирост численности населения. У нас уже официально проживает более 191830 человек, а фактически – за 200 тысяч.
Я вам приведу цифры, которые говорят, что на строительство выделяются немалые суммы. В 2017 году объем бюджета ГУ «Отдел строительства Илийского района» составил 10,2 млрд тенге. Из них республиканский бюджет – 2,10 млрд тенге, Национальный фонд – 5,88 млрд тенге, местный бюджет – 2,2 млрд тенге.
В рамках реализации программы «Нұрлы жол» по ликвидации трехсменного обучения из национального фонда выделяется 5,7 млрд тенге на строительство девяти (!) школ. В течение года! Такого не было даже в удачные советские времена. Это к вашему вопросу «Жалко ли государству денег?».
Далее. На объект жилищного строительства (жилой дом) выделено 410 млн тенге. На строительство трех объектов инженерно-коммуникационных сетей выделено 3,9 млрд тенге. На два объекта по благоустройству предусмотрено 134 млрд тенге.
Также разрабатывается проектно-сметная документация по строительству школы на 300 мест в поселке Боралдай и строительство пристройки к школе на 300 мест в селе Жетыген. То есть государство делало и продолжает делать большие вливания в социальную сферу.
Вы упомянули еще о Домах культуры, и это, знаю, больной вопрос для жителей районного центра тоже. Хочу их порадовать. Объявлен конкурс на проектирование «Строительство Дома культуры на 400 мест в п. Отеген батыр».
Но вот что интересно. Даже большое количество вновь вводимых и строительство планируемых школ не разгружает их от трехсменной работы. То есть темпы роста экономики не успевают за темпами роста населения. С другой стороны, это показатель привлекательности района. Рыба, как известно, ищет где глубже, а человек – где лучше.
Еще надо понимать, что наш район является донором для других районов Алматинской области, у которых низкий уровень доходной части. Другими словами, часть полученной нами прибыли перераспределяется в другие, дотационные районы.
– Часто приходится слышать выражение «гражданский бюджет». Поясните, пожалуйста, что это?
– Это краткая версия бюджета, изложенная в доступной форме с использованием визуальных и других графических материалов. Гражданский бюджет – это своеобразная форма реализации идеи прозрачности и подотчетности власти населению. Это документ, который в простой, доступной, понятной форме объясняет, на что будут потрачены бюджетные деньги.
Финансовый план, или бюджет, в традиционной форме содержит много информации, которая затрудняет его восприятие гражданами (это коды бюджетной классификации, различные программы и т.д.). Гражданский вариант наглядно показывает, сколько средств и на какие цели было выделено, в какие сроки планируется их освоение, каковы приоритетные задачи. Более того, сведения на текущий год даются вместе с данными по ближайшему прошлому и на ближайшее будущее – чтобы можно было сравнивать.
Первый гражданский бюджет – понятная версия республиканского бюджета – в Казахстане появился еще в марте 2011 года. Если общество хочет искоренить коррупцию, то гражданский бюджет, или инфографика, будет самым правильным первым шагом прозрачности и понятности бюджетных расходов.
– Расскажите о МСУ (местное самоуправление) и КСН (контрольные счета наличности).
– В Казахстане всего около 2500 сельских округов, 47,5 процента казахстанцев проживают в сельской местности. По новым правилам распоряжаться местным бюджетом сельские жители смогут сами. То есть государство отходит от патернализма (лат. paternus – отцовский, отеческий), когда власти обеспечивают потребности граждан, и предоставляет возможность людям решать свои проблемы самостоятельно. Другими словами, сколько собрали налогов, столько и потратили.
МСУ предполагает решение вопросов местного значения при участии населения, проживающего на данной территории. Руководители и члены МСУ сегодня уже имеют возможность управлять финансовыми ресурсами – доходными источниками, закрепленными законодательством. Это доходы от аренды государственного имущества, трансферты из областного или районного бюджета (шесть видов налогов), плата за размещение наружной рекламы, штрафы за административные правонарушения, а также добровольные сборы физических и юридических лиц.
Кроме того, перед органами самоуправления встал вопрос: на что тратить поступившие средства? Как решить, какая проблема требует незамедлительного решения? Ремонт моста, к примеру, или освещение улиц, озеленение? В одном из сел Казахстана было решено закупить муку и раздать ее нуждающимся. Правильным ли было решение? В законопроекте о МСУ (местное самоуправление) обозначены расходы: похозяйственный учет, дошкольное воспитание и обучение, медобслуживание, освещение, озеленение, водоснабжение, культура, спорт, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог, соцпомощь и другое – всего 19 направлений. Расходы сельских акиматов будут так же, как и бюджет района, утверждаться маслихатами районов. Проект закона в настоящее время находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК, размещен на сайте Мажилиса – любой желающий может ознакомиться с ним.
При распределении бюджета села очень важно участие собрания местного сообщества, которых в каждом населенном пункте наши жители избрали на раздельных сходах. Алгоритм действий следующий: после составления сметы расходов округа собрание местного самоуправления обсуждает предложенную смету, по необходимости вносит коррективы исходя из актуальности задач. Здесь важен диалог, обсуждение, умение слушать и слышать. Чем грамотнее будет население в вопросах формирования и распределения бюджета, тем эффективнее будет вложение средств. И в этом вопросе, уважаемые жители, весь наш районный депутатский корпус вместе с Советом общественности к вашим услугам.
– Мы знаем, что вы недавно были в служебной командировке в Германии, по приглашению Фонда имени Конрада Аденауэра. Как у них пополняют, распределяют бюджеты? Ведь Германия – самая сильная экономика Европы.
– Да, нам есть чему поучиться у них. Но эта тема непростая, и в двух словах о ней не расскажешь. Давайте продолжим разговор последующих номерах вашей газеты.
– Конечно, опыт других стран всегда нам полезен.
Вопросы задавал Р. ЕЛЕШЕВ.
журналист редакции "Іле таңы"
|